ОБУЧЕНИЕ ПАРУСНОМУ ДЕЛУ  
  HOME ::
   
 

Тренировочный переход Севастополь-Мармарис 28 апреля - 9 мая
    Схема маршрута

   

Трудно, очень трудно писать, воспоминания заслоняют одно другое и с каждым днем трудно вспомнить детали. Остается общее ощущение, что все было на удивление замечательно. Но по порядку.

Как всегда, в начале сезона масса работ по подготовке яхты забрала все свободное время. Яхты Sea Spirit-34 и Sea Spirit-44 уходит на все лето в далекие края, а это существенно добавляло забот. Нужно предусмотреть множество мелочей и список работ превышал три страницы печатного текста. Из этого списка половину совершенно понятно не удалось сделать. Все яхтсмены хорошо знают, яхта всегда требует забот, а предела совершенству нет. Но сроки поджимают. Одна из яхт не успевает по сроку, и все силы бросаются на яхту «Катрин». Экипаж взял билеты на самолеты и летит из разных концов некогда одной страны, а теперь разных стран и объединяет их одно желание быть под парусом. Яхта прибыла из Харькова на трейлере, киль снят краном, на него, как и положено, одета яхта. Закручены гайки крепления киля, установлен руль и мачта. Яхта качается у причала 57 яхт-клуба  КЧФ в Севастопольской бухте прямо напротив легендарных равелинов. Последние приготовления: закупка воды, вина и продовольствия 27 апреля. Утро 28 апреля полная готовность. Экипаж в сборе, моет яхту и распихивает вещи и снабжение по разным шкафчикам, банкам и нычкам, пытаясь записать, что где лежит.  Капитан накануне мотался по разным инстанциям и лихорадочно распечатывал бланки с интригующими названиями  типа «Справка о сдаче мусора», «Рапорт капитана об отсутствии на борту оружия и наркотиков», "Акт самодосмотра яхты об отсутствии посторонних на борту" и теперь был совершенно спокоен.

Тишина и теплое солнышко никак не напоминали о предстоящем далеком переходе. К 12 часам капитан оживился и  скомандовал «По местам стоять». Попрощались с Дядей Ваней (так уже лет 30 зовут зав. хозяйством  57-го яхт-клуба) и быстренько отчалили курсом на причал №143  морского вокзала Севастополя. Только на этом причале таможня и пограничники закрывают границу и дают добро на выход. Это атавизм оставшийся от железного занавеса. За границами Украины  не требуют нахождения яхты на каком-то особом причале. Где стали там, и стой – пошли, оформили 2 -4 печати заплатили сбор или транслог и гуляй на здоровье. А тут как к врагам «Стой стоять ни шагу» да еще заплатить надо 530 гривен за 2 часа стоянки, грустно.

Ждем таможню и пограничников. Таможня 50 метров, прибыли вовремя быстро оформили кучу бумаг (не зря капитан бегал) даже таможенники удивились, что никаких проколов. Пограничников ждем, таможня сидит в яхте, жарко, развлекаем разговорами. Звонок на заставу где наряд по заявке на 14.00 – выясняется, что если не дадим гарантию об оплате такси, то  не приедут. Капитан произнес что-то о «японских городовых» хвостатых и полосатых и дал гарантию. Через 15 минут наряд был в яхте.
Таможня сразу  рванула на  причал и при броске с яхты на причальную стенку выронила в воду всю пачку документов собранную и заполненную с таким трудом. Далее последовал процесс вылавливания с помощью багра  пачки бумаги, которые естественно пришли в негодность. Пограничники слегка оживились и, как положено, позлорадствовали по этому поводу и ушли. А капитану пришлось делать копии и заполнять все заново. Наконец все, отходим, на оформление ушло 2.5 часа. Мотор стрекочет, выходим из Севастопольской бухты и одновременно готовим обед. Капитан настоял, - перед качкой желудки должны быть полными. На берегу  хорошо виден памятник русским морякам. Отдаем ему честь. На память приходят строки «Прощай берег родной  и здравствуй берег турецкий». Как-то забывается, что это уже Украина другое государство. Что-то не так, не правильно в нашем королевстве. Не может быть нам Украина чужой, а мы чужими Украине все здесь полито кровью наших предков и ее не делили - это кровь ваша, а это наша.   
На выходе из бухты у легендарного равелина ветер дует прямо навстречу, а полутора метровая волна сильно гасит ход. Поднимаем Геную и идем к мысу Херсонес в лавировку.
Светит солнце, панорама Севастополя уходит в дымку, сверкая золотыми куполами церквей. Ветер продолжает крепчать и временами доходит до 20 узлов. На траверзе Херсонесский маяк, за ним видны два огромных  под углом  друг  к другу ангароподобных сооружения. Капитан просветил, что это старинная советская станция надгоризонтного обзора примерно 60-х годов и что суперЭВМ на этой станции на тунельных диодах он их изучал когда-то в прошлой жизни в военной академии.
Вышли из зоны мобильной связи. Все реже слышны «Лебеди» в динамике радиостанции. Любуемся закатом, берег скрылся в дымке. Вахты распределены таким образом, что бы все члены экипажа перезнакомились друг с другом. Максима как впервые попавшего на море в должности члена экипажа парусной яхты капитан приписал в свою вахту, просто и доходчиво объяснял основные принципы и правила управления яхтой.

Максим на удивление быстро освоил все на лету и через несколько вахт уверенно управлял яхтой.

Весь быт, приготовление еды организовал помощник капитана Вадим.

Армейская закалка и афганский опыт в нем чувствовался с первой минуты знакомства,  и капитан,  увидев в нем нужные команде качества,  в первый же день назначил его помощником. И он не ошибся Вадим ненавязчиво распределял обязанности среди членов команды, создавая так нужную обстановку доброжелательности и заботы друг о друге. А погода не радовала. Дул постоянно холодный встречный ветер от 8 до 20 узлов, было пасмурно, временами шел дождь.
       Снабжением, хозяйством и финансами занялся Олег,  чувствовался опыт руководства крупной компанией. Сергей, как самый вооруженный навигационными средствами, отвечал за навигацию и помогал во всем капитану.

Постепенно раскачало волну 1.5 -2 м и только благодаря особым носовым обводам яхты она не плюхала и не грохала об волну, а тихо прорезала волну и с легким шипением всходила на нее. Ночью было так холодно, что даже ласточки замерзали на лету и садились отдохнуть на яхту. Несколько ласточек так и провели ночь, на яхте пристроившись на фалах за ковриком возле мачты. При этом они совершенно не боялись
людей, позволив насыпать им крошек и налить в крышку воды. С рассветом они переловили всю летающую живность  возле яхты, ожившую на солнышке и  улетели,  облетев несколько раз яхту  радостно чиркая и кувыркаясь в воздухе.  

На удивление никто из членов экипажа не страдал морской болезнью. То ли советы капитана помогли, то ли действительно адаптировались все очень быстро. При подходе к Босфору миль за двадцать начались шквалы с дождем. Ветер сменился,  курс галфвинд и капитан не спешил переходить  на штормовой камплект для сохранения высокой скорости. Вахтовая команда одела непромоканцы, упорно двигаясь сквозь неведомо откуда взявшуюся армаду кораблей и сухогрузов невиданных размеров. Легкая паника от надвигающихся с разных сторон огней перешла в практическую уверенность в определении положения  корабля и его курса. Очень помогли две перчатки для моделирования взаимного положения судов. К 23 часом достигли Босфора. Решили ночью не идти дабы не лишать удовольствия команду лицезреть при свете дня Великий Стамбул- Константинополь. Попытались на ночлег зайти в рыбацкий порт,  но жуткий запах рыбы и полное отсутствие живой души и подхода к причальной стенке отбило охоту. Вышли и бросили якорь недалеко от порта поближе к берегу. Лавировка в течение трех суток вымотала команду, поэтому заснули все моментально, организовав  на всякий случай якорную вахту.
Проснулись ровно в шесть, выбрали якорь и под дизелем пошли в Босфор. Под рулем оказалась какая-то веревка похожая на поводок от сети. Руль заклинило. После нескольких попыток удалось вытащить ее из щели между рулем и днищем. Как оказалось впоследствии, это был не последний кусок снасти. При ходе по Босфору капитан несколько раз перегазовывал и проверял скорость лага со скоростью по GPS. Сделал вывод, что в лаг что-то попало, и он врет. Как потом оказалось, все было не так. Вода была  всего 9 градусов, так что мысль о досмотре нижней части яхты даже не возникала. Весь путь по Босфору шел дождь, и облака ползли по краям обрывистого берега Босфора. Так что фото не получились, но у капитана были отличные фото с прошлого похода.  Зашли из Босфора  в мраморное море и направились в  марину. На входе в марину сделали несколько поворотов на 360 градусов, тут же примчался катер и без слов отвел на стоянку. Вышло солнышко и все мокрое тут – же было выставлено на просушку.

Стамбул притягивал своим величием, стариной, неповторимым духом смеси востока и европ ну и конечно размерами огромного города,  раскинувшегося по берегам Босфора.
Недалеко от Атакой марины (Ата – старый, кой-деревня)  район Бакиркой (бакир-медь, кой-деревня) откуда ходит местное метро до бухты Золотой рог, где сосредоточено много памятников истории и древнего зодчества: Голубая мечеть, Софиевский собор, Александрийский столб, Гранд базар и многие другие не менее интересные объекты. Надо отметить, что когда несколько дней болтаешся в море и достигаешь Босфора,  Стамбул воспринимается совершенно по иному по сравнению с тем, когда прилетаешь на самолете.
Наверное, трудности на пути к цели ее украшают и делают более значимым само восприятие. От этого даже уже виденное раньше приобретает другое более важное значение. Отваливающиеся ноги от посещения достопримечательностей и гудящие головы от обилия впечатлений лечили кальяном и кофе.

Спиртного в Стамбуле практически в кафе нет, да и обстановка как-то совсем не располагает. Поражает то, что никто никуда не бежит. Вот по Москве или Киеву идешь и никуда не спешишь, но обстановка вокруг тебя так заводит, что незаметно сам начинаешь куда-то бежать. Здесь - же совсем все по-другому – чувствуется  дыхание вечности, и ты понимаешь, все проходит и надо ценить каждое мгновение. От этого становишься спокойнее и начинаешь со вкусом цедить образы,  запахи кофе и саму обстановку.
Прошли выходные, наступил понедельник, думали оформлять документы, но  знакомые капитаны отсоветовали нашему оформлять здесь документы, из-за больших потерь времени и он решил открывать границу в Чанаккале – это та самая знаменитая Троя в проливе Дарданеллы.
Закуплен хлеб и кое-какие овощи готовы к отходу. Ключ на старт- стартер буркнул и замолчал, только щелкает. Ясное дело контакты от морской воды окислились. Подключился Сергей, как опытный специалист по тягачам и дизелям. Разборка, чистка, проверка, сборка, никакого эффекта стартер щелкает и никакого движения. Капитан сделал классическое движение рукой в область, где должны быть какие-то мысли. Не нашел их и полез ощупывать трансмиссию и мотор. Может там, какие мысли найдутся.
Мыслей никаких не нашел, но обнаружил, что заклинило вал винта. После попыток его крутить ключом в разные стороны что-то подозрительно щелкнуло, и он стал свободно вращаться. На удивление дизель сразу завелся. Ход вперед, назад нейтраль  все включается. Мыслей никаких по поводу таинственной неисправности не было, решили идти дальше. Разгадка ждала впереди.

      

Вышли из марины в 14 часов ветер дул в бакштаг - галфинд 12 -14 узлов попутная волна метра 2-3. Капитан сделал оптимистичный прогноз,  сказал, что ожидался хороший ход. Ожидания оправдались. До Чанаккале яхта прошла 130 миль за 18 часов. Навигатор Сергея зафиксировал максимальную скорость 12 узлов.  Капитан не поверил, посмотрел по своим  приборам, так и оказалось. Знатный, однако, был глиссаж с волны.

По-прежнему ночь была холодной, и радовало, то, что в отличие от черного моря в мраморном  море видны огни берегов и оживленное движение кораблей. Есть ориентиры, за которые можно глазу зацепиться. Так легче яхту вести – выставил курс по компасу, зацепился по носу на ориентир и ведешь яхту на него.  Дарданеллы проходили ночью судовая обстановка была сложная. Капитан принял решение идти по границе полос разделения движения, чтобы не мешать большим судам. Так и шли всю ночь - встречные по левому борту – обгоняющие по правому борту. За всю ночь по радио ни одно судно не запрашивало информацию на расхождение. Всем было все понятно. Капитан не спал почти всю ночь. Все же опасно, под парусом  в достаточно узком месте при скоплении двигающихся огромных судов со скоростями в два четыре раза большими. Надо было подстраховывать вахты. Но все позади,  экипаж справился на «отлично».  Сергей тоже почти всю ночь не спал. Контролировал прохождение пролива своим персональным навигационным комплексом -GPS плюс ноутбук с цифровыми картами. Не хотел упускать такую возможность в тренировке, а заодно показывал другим, как ориентироваться по электронике удобно.
     На подходе к Чанаккале пролив Дарданеллы делает поворот почти на 90 градусов. Визуально не видим  марину, идем по  электронной карте  Сергея  и почти втыкаемся на вход. Делаем поворот курс на  бейдевинд. Запускается мотор. Капитан смотрит подозрительно на кильватерную струю от винта, но дает команду снять паруса.
Из выхлопной трубы валит черный дым, хода почти нет. Заходим в марину, машут с берега, показывают, как стать. Причаливаем, берем Муринг, растягиваемся. Переводчиком работает Максим. Он владеет английским в совершенстве, учился в Англии, знает несколько языков, и для него нет языкового барьера. Легко говорил с французами и немцами, вставшими рядом. Все работники марин в Турции, как правило, говорят на Вордишь, как сказал Вадим, имеющий непосредственное отношение к иностранным языкам, - это смесь англоподобных слов понятных всем и используемых в смеси со словами местного языка.

Марина бедная больше похожа на рыбацкий причал. Расположена марина  на набережной рядом, троянский конь, связанный веревками из остатков деревянных кораблей. Душ только холодная вода, есть электричество и вода. Летом здесь наверняка стать будет некуда.

Спрашиваем у персонала, где расположены власти. Действительно все рядом кроме полиции, к которой нужно ехать на такси. Харбор – мастер на соседней улице прямо возле марины. Берем бланк транслога, долго ищем санитарного врача. Все показывают в разные стороны. Кто-то вспомнил, что должен быть желтый флаг поднимаем голову и видим его прямо над собой. Минут двадцать ходили мимо него туда сюда. Вся процедура заняла 5 минут. Первая печать стоит. Поехали на такси к морвокзалу, полиция приняла доброжелательно, поразило то, что полицейский взял транслог, там не были заполнены фамилии, попросил заполнить, но, глянув на капитана, не спавшего ночь и пытавшегося  заполнять графы транслога, пошутил что-то насчет моря взял и быстро сам заполнил. Наклеил марки виз, поставил печати и пожелал хорошо провести время в Турции. Вся процедура заняла минут 20.
Вернулись на  том – же такси,  поездка обошлась в 50 лир.  Таможня была на набережной  метров 300 от марины.  Таможенника не было, дежурный сказал после обеда.  Решили перекусить.  Пошли вдоль набережной искать, где покушать. Предложений как всегда в избытке. Капитан поделился опытом предупредив, что лучше заходить в те заведения, где заполнены места хотябы наполовину, значит, готовят вкусно и недорого. Совет повис в воздухе, но как оказалось зря.  Зашли в рыбный ресторанчик,  где было пиво и покушали на очень приличную сумму. Когда рассчитались, огляделись и увидели что мы единственные. После обеда выяснилось, что никто не хочет ехать на развалины Трои, поскольку уже были раньше там, в сухопутных вояжах, поэтому разбрелись по окрестностям, а капитан пошел дальше оформлять бумаги. К вечеру после отдыха решили разобраться, что происходит с мотором. Привязали зеркало к ручке щетки и заглянули через воду под днище. Так и есть, на винте намотана приличная сетка, которую, скорее всего, зацепили еще на входе в Босфор у рыбацкого порта. Это она давала все пакости в Атакой марине из-за нее клинил редуктор, не заводился мотор, и не было хода. Включили эхолот. Вода 12 градусов да, как–то не тянет нырять. Пошли в офис марины объяснили ситуацию, как насчет того, чтобы снять сетку, есть ли дайверы. Ответ последовал быстро. О! Биг проблем май френд далыш ес! 100 доллар. Да! Однако! Посовещались. Капитан с Олегом, профессиональным дайвером, пошли на набережную и купили гидрокостюм. Намылили капитана, он вскользнул в него, и через 10 минут сетка была обрезана. Еще несколько минут было потрачено на то, чтобы расковырять остатки расплавленных от трения снастей вокруг дейдвуда. При движении под двигателем нитки от трения расплавлялись даже в воде и собирались у выхода дейдвуда. Как только винт останавливался, пластмасса мгновенно остывала и заплавляла вход в дейдвуд вместе с валом винта. Это приводило к тому, что нельзя было выключить передачу, и стартер не мог прокрутить двигатель. Деньги потрачены, но зато остался гидрокостюм в яхте, а это вещь дальше полезная.
      Утром  подъем, процедуры, душ впрок,  погода замечательная, наконец-то мы на юге настроение боевое. Готовим завтрак. Намечаем следующую остановку в Чесме.   Олегу нужно на самолет, а у Максима еще дела в Анталии по работе. Он  возглавляет направление парусного туризма и чартера яхт в  Киевской туристической компании «Загория». Поэтому ищем ближайшее место, откуда они смогли бы доехать до Измира.  Максим вечером через свою компанию заказал два билета на самолет от Измира до Анталии. Выходим в 9.30 ветерок средний 4-8 узлов. Ставим спинакер. Команда уже уверенно это делает. Скорость возрастает до 5 узлов.

Любуемся проливом, голубым небом наслаждаемся тишиной и свободой. За время похода из головы вылетают все проблемы.

Чувствуешь прилив сил и уверенность в будущем. Вообщем кто этого не ощущал, все равно не поймет.  Проходим между островами на выходе из пролива. Берем курс в направление  о. Лесбос, оставляем его слева по борту. К обеду оставляем о. Лесбос за кормой.  Ветер слабенький скорость 3 узла весь день  и ночь идем полным курсом  на о.Хиос

Утром проходим между островом Хиос и Оиноус, ветер совсем скис, готовим завтрак, включаем двигатель и через 3 часа входим в Чесме в пустынную марину. Как оказалось это строящаяся марина, но остановиться на 2 часа  можно.

Олег и Максим  собираются быстро у них все готово. Последнее фото на прощание.
Максим взваливает неподъемный рюкзак, и ребята уходят искать транспорт до Измира. Грустно. Хороший экипаж.
На яхте остается Сергей, Вадим и Капитан им предстоит пройти еще 200 миль до Мармариса. Вадим с сожалением снял наклейки с кружек с именами Максим и Олег.
После такого опыта они уверенно справяться с яхтой. Удачи им и новых странствий на яхтах.
Сразу уходим, по плану должны пройти миль 30, найти место для ночевки в укромном заливе Cilga Koyu. План удался в 20.30 мы в заливе, бросаем якорь, пытаемся ловить рыбу, ничего не клюет, даже на снасть, которую купили в Стамбуле. Утром встали как по команде в 6.00. Без единого слова снялись с якоря и уже через 10 минут уже шли под двигателем курсом на о. Самос. Только стали на курс, глянули на время и рассмеялись вот это слаженность. Хорошая тренировка все операции уже выполняются автоматически.

Ветер слабенький его направление поставить спинакер не позволяет,  решили выставить спинакер-гик, как бушприт и поставить спинакер генакером. Получилось, яхта пошла значительно быстрее. Поставили еще геную и так с тремя парусами пошли со скоростью 4-5 узлов при ветре 2-3 узла. 

Около острова Лерос был красивый закат и полная луна светила почти всю ночь.

К двадцати четырем часам в сложной навигационной обстановке из-за множества мелких островов, кораблей и паромов подошли к острову Кос. Оставляем его справа. Курс на мыс полуострова Дача.  Скорость 6-7 узлов паруса стоят бабочкой, на генуе стаксель гик. В 2 часа ночи ветер исчезает. Скорее всего, мы в ветровой тени от острова. Через 30 минут ветер снова появился, и  вскоре в темноте обходим мыс, оставляя его слева по борту. Все дальше курс на Мармарис. Идем без приключений ставим синакер. В двух метрах прошли мимо огромной диаметром около метра морской черепахи. На входе в Мармарисский  залив дул шквалистый встречный ветер. Резались упорно в лавировку, хотя все яхты рядом шли под двигателями. Хотелось завершить поход под парусом. После входа в бухту ветер исчез и к Мармарис яхт марине подходили уже под мотором.

Без проблем встали на стоянку. Прошлись по марине примерно 2000 яхт. Все ездят на велосипедах или байках. Сходили в магазин купили вина и отметили вечером приход и день победы. За бортом 9-е мая. Утром Сергей и Вадим уехали в Анталию дальше их пути тоже расходятся Сергею в Екатеринбург Вадиму в Москву. Поход закончился жалко расставаться, но время неумолимо у всех дела. Проводив ребят, капитан с сожалением отклеил надписи с кружек Сергей и Вадим и, поколебавшись, отклеил и надпись «Капитан» какой капитан без команды. Хорошая была команда, и поход удался. До новых походов. Следующий маршрут Мармарис – Черногория -Хорватия.

 

 

 

На форуме есть подробнее информация о яхтах

http://ourturkey.3bb.ru/viewtopic.php?id=486

 

 

 
 
Берем яхты в аренду